Доклад по правоприменительной практике Оренбургского УФАС России
17 марта 2021, 10:27
Тип документа:
Доклады

 Доклад

 

Оренбургского УФАС России

с руководством по соблюдению обязательных требований, дающим разъяснение, какое поведение является неправомерным

 

Доклад подготавливается в соответствии с Методическими рекомендациями согласно Стандарту (разделы 4.2.2, 4.4 Стандарта комплексной профилактики, утв. протоколом заседания проектного комитета от 27.03.2018 №2)

Раздел 1. Антимонопольный контроль

 

1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции

 

В 2020 году общее количество выданных предупреждений составило 23. Доля исполненных предупреждений составляет - 83 %. Положительным является тот факт, что количество выданных предупреждений, в сравнении с предшествующими годами снижается – в 2017 году эта цифра составляла 82, в 2018 году – 61 предупреждение, в 2019 году -37.

Считаем данное снижение результатом предупредительной и профилактической работы антимонопольного органа, которая проводится систематически.

По-прежнему наибольшее количество усмотренных признаков нарушения антимонопольного законодательства наблюдается со стороны органов власти, так из 23 предупреждений, выданных антимонопольным органом - 19 выдано органам местного самоуправления, что составляет 82 % от общего числа.

Примеры предупреждений, выданных в адрес органов власти:

1. В апреле 2020 г. администрацией  города Оренбурга после ряда судебных разбирательств (по делам № А47-9368/2018, А47-697/2018,  № А47-1728/2019)  было исполнено предупреждение Оренбургского УФАС России, выданное по итогам  проведенной правовой оценки действий Администрации города Оренбурга при организации пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Оренбурге - в отношении всех  маршрутов частных перевозчиков (№№ 13, 17, 18, 22, 25, 26, 27, 30, 31, 32, 33, 35, 36, 38, 39, 40, 41, 43, 45, 49, 51, 52,53, 56, 59, 61, 62, 63, 67, 103, 108, 112, 115).

Предупреждение Оренбургским УФАС России было выдано по признакам нарушения ч.1 ст.15 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) о недопущении, ограничении, устранении конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров автотранспортом в г. Оренбурге путем незаконного и необоснованного предоставления преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам (ООО «Лидерком», ООО «Первый автобусный парк» ООО «Пассажирский альтернативный транспорт», ООО «Альтернатива»), создания для них возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке, при выдаче 24 июня 2016 года Администрацией города Оренбурга свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок и карт маршрута регулярных перевозок по маршрутам: 39, 40, 53, 63, 67, 33, 17 без проведения торгов, с нарушением  установленного порядка. 

 В порядке исполнения Предупреждения, а также предписания Оренбургского УФАС России в рамках судебного разбирательства по делу № А47-5247/2020 администрацией г. Оренбурга было подано заявление о прекращении действия выданных свидетельств в целях дальнейшего проведения конкурса на право определения перевозчика по муниципальным маршрутам (судебное дело находится в стадии рассмотрения).

2. Предупреждение администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области.

 02.07.2020 в Оренбургское УФАС России поступили материалы проверки прокуратуры Соль-Илецкого района Оренбургской области на предмет нарушения законности при организации пассажирских перевозок в МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области. В ходе анализа материалов выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

02.09.2020 Оренбургским УФАС России администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области выдано предупреждение о необходимости в срок до 02 ноября 2020 г.    обеспечить привлечение перевозчиков, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту № 2 в установленном законом порядке, в том числе, путем проведения конкурентных процедур.

В установленный срок предупреждение не исполнено, ходатайств о продлении срока исполнения в Оренбургское УФАС России не поступало.

16.11.2020 г. Приказом Оренбургского УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения администрацией муниципального образования Соль-Илецкий городской округ  Оренбургской области ч. 1 ст. 15 Закона о  защите  конкуренции, выразившегося в недопущении, ограничении, устранении конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров автотранспортом в  Соль-Илецком городском округе путем незаконного и необоснованного предоставления преимуществ ИП Калжанову Р.М., созданию для него возможности в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке,  при выдаче  ИП Калжанову Р.М. свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок и карт маршрута регулярных перевозок по маршруту № 2 на период с 01.10.19г. по 02.01.2021г. с нарушением установленного порядка.

В ходе рассмотрения дела было установлено следующее.

03.04.2019 г. ИП Калжанову Р.М. выдано временное свидетельство на осуществление регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу (маршрут №2) на период до 180 дней (до 01.10.19г.) по маршруту № 2 «Новый элеватор – Ж/д вокзал – Почта- Рынок- Новый элеватор».

09.01.2020 г. ИП Калжанову Р.М.  повторно на срок до 180 дней выдана карта маршрута по маршруту № 2 (временное свидетельство не выдавалось). Карта маршрута выдана сроком до 06.07.2020 г.

С 07.07.2020 ИП Калжанову Р.М. выдано свидетельство на осуществление регулярных перевозок по маршруту №2 и карта маршрута на период до 02.01.2021 г. 

При выдаче свидетельств и карт маршрута ИП Кожанову Р.М. конкурсные процедуры не проводились.

Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, то же предусмотрено Постановлением администрации Соль-Илецкого городского округа № 900-п от 23.04.2020.

Порядок выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок Соль-Илецкого городского округа и карты соответствующего маршрута без проведения открытого конкурса утвержден Постановлением администрации Соль-Илецкого городского округа № 894-п от 25.04.2019.

Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи, один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, а в случае, если таким обстоятельством явилось приостановление действия ранее выданного свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту, на срок приостановления действия указанного свидетельства.

С 01.10.19 г. по 02.01.2021 г. деятельность по перевозке пассажиров по маршруту № 2 осуществляется ИП Кожановым Р.М. на основании документов, выданных администрацией Соль-Илецкого городского округа без соблюдения порядка и условий их выдачи, предусмотренных действующими нормативными актами. 

В результате на протяжении длительного времени отбор перевозчика осуществлялся без проведения конкурсных процедур; иным перевозчикам, имеющим возможность осуществлять пассажирские перевозки автотранспортом, созданы дискриминационные условия.

Согласно ст. 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Решением Комиссии от 24.12.2020 г. факт нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции был признан доказанным.

В то же время, поскольку на момент принятия решения временное свидетельство, выданное ИП Калжанову Р.М было аннулировано с 15.12.2020 г. и возвращено им в администрацию МО Соль-Илецкий городской округ, ИП Калжанов Р.М., на момент рассмотрения дела перевозки по данному свидетельству не осуществлял, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания.

В качестве предупредительной меры Оренбургским УФАС России используется не только выдача предупреждений в адрес органов власти и хозяйствующих субъектов, но и выдача предостережений.

Так, в 2020 году в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства на социально-значимых рынках на основании статьи 25.7 Закона о защите конкуренции было выдано предостережение Главе города Оренбурга, а также администрации г. Оренбурга.

Предостережение было выдано в целях предупреждения возможных нарушений антимонопольного законодательства в связи с изменением администрацией г. Оренбурга механизма взаимодействия между поставщиками горячего питания и образовательными учреждениями.

Реализация принятого Управлением образования администрации г. Оренбурга Типового положения при проведении образовательными организациями города совместных закупок могла повлечь укрупнение закупок и привести к ограничению доступа к торгам, ограничению конкуренции на рынке услуг по обеспечению питания школьников и воспитанников образовательных учреждений г. Оренбурга

 

Итоги предыдущих лет показывают эффективность предупредительных мер в результате чего наблюдается сокращение количества возбужденных дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства (в 2019 году количество возбужденных дел составляло 43, в 2020 году – 39 дел).

В 2020 году признано доказанным 29 фактов нарушения Закона о защите конкуренции. Общее количество выданных предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательство составило – 8, количество исполненных – 7 предписаний.

 

1.1.1 Дела по нарушению антимонопольного законодательства в отношении хозяйствующих субъектов

 

В 2020 году общее количество дел, возбужденных в отношении хозяйствующих субъектов составило 17 дел (2019 год – 33). Признано доказанным 13 фактов нарушения (2019 год – 19).

Нарушения антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов выявлены на следующих рынках:

- рынок поставки инертных материалов;

- рынок услуг парикмахерскими и салонами красоты; 

- рынок предоставления финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению;

- рынок охранных услуг;

- рынок реализации муниципального имущества;

- рынок поставки расходных материалов медицинского назначения;

- рынок поставки звукового оборудования;

- рынок межмуниципальных перевозок.

Наибольшее количество нарушений выявлено по итогам рассмотрения дел о нарушении статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Выявление и пресечение антиконкурентных соглашений является одним из приоритетных направлений государственной политики, способствующее обеспечению экономической безопасности, развитию здоровой конкурентной среды, а также недопущению снижения качества жизни населения.

Совокупная выручка нарушителей требований статьи 11 Закона о защите конкуренции составила 118,7 млн. руб., что в 3,5 раза больше установленной совокупной выручки нарушителей по итогам 2019 года.

В качестве примеров рассмотренных дел по нарушению антимонопольного законодательства в отношении хозяйствующих субъектов приводим следующие.

1. Оренбургским УФАС России было возбуждено дело в отношении Государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» и Общества с ограниченной ответственностью «РусИнвест» по признакам нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление хозяйствующего субъекта, оказывающего деятельность на рынке поставки инертных материалов - АО «Национальная нерудная компания».

13.12.2018 г. на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» размещено извещение №31807295957 о проведении запроса цен на право заключения договора поставки инертных материалов.

По результатам проведённого запроса цен был допущен единственный участник (из трех, принявших участие лиц) ООО «РусИнвест», с которым в дальнейшем договор не был заключен (объективных причин не заключения договора сторонами не представлено).

Позже 22.01.2019 г. на сайте www.zakupki.gov.ru ГУП «Оренбургремдорстрой» размещены сведения о прямой закупке на право заключения договора поставки инертных материалов (извещение №31907437681). 23.01.2019 года между ГУП «Оренбургремдорстрой» и ООО «РусИнвест» (единственный допущенный участник ранее проводимого запроса цен) заключен договор по правилам закупки у единственного поставщика на поставку инертных материалов.

Установлено, что указанный договор содержал преимущественные условия по сравнению с условиями, изложенными в проекте договора конкурентной закупки, как для поставщика, так и для заказчика, в части порядка оплаты товара, количества товара, срока доставки товара, суммы неустойки и др.

Действия ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой», выраженные в не заключении договора с единственным участником конкурентной закупки №31807295957 (запрос цен) и заключении договора на поставку инертных материалов без проведения конкурентных процедур по правилам закупки с единственным поставщиком – ООО «РусИнвест», не обусловлены ни характером закупаемой услуги (не доказана исключительность ее исполнения единственным поставщиком), ни особыми целями и принципами (действия заказчика не направлены на развитие добросовестной конкуренции и фактически ограничивает право иных субъектов на участие в конкурентных процедурах), а также идут вразрез с требованиями, которые заказчик сам предусмотрел Положением о закупках.

Заключение договора, противоречащего антимонопольному законодательству, свидетельствуют о реализации сторонами антиконкурентного соглашения. При этом заключение договора в обход закона означает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в умышленных целях, целях ограничения конкуренции (ст. 10 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, достигнутое между ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» и ООО «РусИнвест» соглашение, посредством заключения между собой договора, создало дискриминационные условия для деятельности хозяйствующих субъектов, желающих и имеющих возможность осуществлять деятельность на рынке поставки инертных материалов.

ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» и ООО «РусИнвест» признаны нарушившими требования п. 3 ч. 4 ст.11 Закона о защите конкуренции.

Ввиду того, что рассматриваемый договор сторонами исполнен, обязательного для исполнения предписания не выдавалось.

По результатам рассмотрения комиссионного дела и установления факта наличия нарушения, должностным лицом Оренбургского УФАС России были возбуждены административные производства в отношении указанных юридических лиц и их директоров (должностных лиц), назначен административный штраф (на юридических лиц (каждого в отдельности) в размере 460 000 рублей, на должностных лиц (каждого в отдельности) в размере 15 000 рублей).

ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» и должностным лицом административные штрафы оплачены, директором ООО «РусИнвест» административный штраф частично оплачен (возбуждено исполнительное производство), ООО «РусИнвест» постановление о наложении штрафа обжалуется в судебном порядке.

ГУП Оренбургской области «Оренбургремдорстрой» осуществляет деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей, которая является значимой, как с экономической, так и с социальной точки зрения, что подтверждается в том числе реализацией национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Ввиду чего, ненадлежащее исполнение предприятием обязанностей в части закупочной деятельности является существенным фактором, влияющим на конкуренцию на рынке, которая в свою очередь способствует повышению качества жизни населения. В частности, не проведение конкурентных процедур, а также заключение (после проведения закупки) прямого договора с «победителем» на отличных условиях, создает преимущественные условия отдельным хозяйствующим субъектам, минуя принцип равенства лиц на рынке, что влечет за собой ограничение конкуренции, снижение темпов развития малого и среднего предпринимательства в регионе, замедление формирования эффективной экономической среды и т.д.

Антимонопольным органом в рассматриваемом случае пресечены недобросовестные действия хозяйствующего субъекта, оказывающие негативное влияние на рынок. 

Представленное дело, получив огласку в регионе, позволяет осведомить и предупредить иных хозяйствующих субъектов о подобном ограничении конкуренции и, как следствие, нарушении антимонопольного законодательства.

2. Примером установленных фактов нарушения в части ведения недобросовестной конкуренции может служить дело, рассмотренное в отношении кредитного потребительского кооператива «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» (далее – КПК «Сберегательный»).

16 сентября 2020 года Комиссией Оренбургского УФАС России принято решение по делу о признании КПК «Сберегательный» нарушившим ч. 1, ч.2 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции.

Нарушения выразились в незаконном использовании для услуг кредитного потребительского кооператива обозначений, которые сходны до степени смешения с товарными знаками ПАО «Сбербанк» по свидетельствам № 417925, № 597317, № 556088, а также в имитации наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля ПАО «Сбербанк».

Основанием для возбуждения настоящего дела послужило заявление физического лица – гражданки Фоминой Ю.В, которая в октябре 2019 года с целью получения кредитной услуги банка «Сбербанк» обратилась в офис, расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Пушкинская, 22/ ул. Пролетарская, 13, но в ходе общения с сотрудниками офиса и оформления документов выяснилась, что по данному адресу свою деятельность осуществляет КПК «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ». Заявительница полагала, что цветовое оформление вывески офиса КПК «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ», а также оформление места осуществления деятельности КПК ввело ее в заблуждение, поскольку являлось схожим с цветовой гаммой, используемой ПАО «Сбербанк».

В рамках рассматриваемого дела, Комиссией было установлено, что над входом в офис по адресу: г. Оренбург, ул. Пушкинская, 22/ ул. Пролетарская, 13, расположена вывеска с наименованием «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» кредитный потребительский кооператив». Рядом с текстом с левой стороны на данной вывеске нанесено стилизованное изображение дома, внутри которого расположение изображение монеты с типографским знаком российского рубля «₽» (группа «Знаки валют» стандарта Юникод). Текст и изображения выполнены в белом цвете на зеленом фоне.

кпк

Кредитный потребительский кооператив использовал в своей деятельности наименование «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» на вывесках, рекламных баннерах, рекламных видеороликах в бело – зеленой цветовой гамме, а также в качестве фирменного обозначения.

Комиссией было исследовано имеющиеся в материалах дела заключение Роспатента, которое подтверждало, что используемое КПК «Сберегательный» изображение, нанесенное на вывески, рекламные баннеры является сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству № 417925, поскольку ассоциируется с ним в целом в силу подобия заложенных идей, обусловленного, в том числе семантическим сходством словесных элементов «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ»/ «СБЕРБАНК», сходной цветовой гаммы, сходного композиционного построения элементов.

Кроме того, ПАО «Сбербанк» в материалы дела представил отчёт по итогам исследованиям схожести фирменных стилей сторон. Отчёт подготовило ООО «Профи Исследования» в феврале 2020 года.

В ходе исследования ООО «Профи Исследования» взяло интервью у семисот респондентов. Целевая аудитория исследования — мужчины и женщины возрасте от двадцати пяти до шестидесяти пяти лет, которые имеют представление хотя бы об одном из перечисленных видов финансовых организаций: кредитные потребительские кооперативы, жилищные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, ломбарды, компании по доверительному управлению средствами инвесторов.

Респондентам были предъявлены фотографии обозначений и рекламы ответчика. Две трети респондентов отметили устойчивое сходство между фирменными стилями сторон. При этом 97% населения РФ отметили, что фирменные стили схожи (хотя бы в одном из заданных вопросов), среди жителей г. Оренбург – 98%.

Комиссия Оренбургского УФАС России сравнив товарный знак ПАО «Сбербанк России» и атрибутику, используемую при осуществлении деятельности КПК «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ», пришла к выводу, что указанная атрибутика и товарный знак сходны между собой до степени смешения, а действия ответчика создают угрозу смешения услуг КПК и ПАО «Сбербанк». Данное сходство установлено с позиции простого потребителя, который не обладает специальными знаниями.

Проанализировав все имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Ответчика установлен факт нарушения ч.1, ч.2 ст.14.6 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что на момент принятия решения КПК «СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ» не использует товарные знаки сходные до степени смешения с ПАО «Сбербанк», не производит рекламу своих услуг, предписание в адрес Ответчика не выдавалось. В настоящий момент возбуждено административное делопроизводство в отношении юридического лица и должностного лица КПК.

 

1.1.2. Дела по нарушению антимонопольного законодательства в отношении органов власти

 

В 2020 году общее количество дел, возбужденных в отношении органов власти составило 9 дел (2019 год – 10 дел), в отношении организаций, наделенных функциями органов власти (функции органа местного самоуправления по содержанию в надлежащем состоянии муниципального имущества) – 13 дел (2019 год – 0).

По итогам рассмотрения вышеназванных дел признано доказанным 6 фактов нарушения со стороны органов власти (2019 год – 3), 10 фактов нарушений со стороны организаций, наделенных функциями органов власти (2019 год – 0).

Наиболее частыми нарушениями, установленными Оренбургским УФАС России в отношении органов власти, органов местного самоуправления в 2020 году, по-прежнему остаются нарушения на рынке услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, рынке размещения рекламных конструкций.

В качестве наиболее значимого дела можно привести следующее.

Оренбургским УФАС России завершено рассмотрение дела, возбужденного в отношении Администрации МО г. Новотроицк по факту неисполнения предупреждения Оренбургского УФАС России.

В Оренбургское УФАС России поступило обращение ИП Макарова И.И. на действия администрации муниципального образования г. Новотроицк при рассмотрении заявления о внесении НТО в схему размещения НТО.

В действиях администрации муниципального образования г. Новотроицк были усмотрены признаки нарушения п.2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующему субъекту, путем немотивированного отказа ИП Макарову И.И. во включении места расположения НТО в схему размещения нестационарных торговых объектов.

В ходе рассмотрения дела было установлено следующее. 

28.01.2019 по итогам торгов между администрацией МО г. Новотроицк и ИП Макаровым И.И. заключен договор аренды земельного участка для целей (установка временного киоска), не связанных со строительством (земельный участок расположен в районе дома 105 по ул. Советской г. Новотроицка).

05.04.2019 ИП Макаров И.И. обратился в администрацию МО г. Новотроицк с заявлением о включении   киоска, расположенного в районе дома 105 по ул. Советской г. Новотроицка, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Новотроицк.

Согласно протоколу заседания комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Новотроицк от 08.04.2019 № 2 было рассмотрено заявление от ИП Макарова от 05.04.2019 о внесении изменений (включении) в схему размещения нестационарных торговых объектов путем включения в него места - земельного участка, расположенного примерно в 20 метрах по направлению на север от жилого дома по адресу: г. Новотроицк, ул. Советская, д. 105 под установку киоска площадью 24 кв.м.

В результате рассмотрения указанного заявления принято решение об отказе ИП Макарову И.И. во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов указанный земельный участок, в связи с тем, что в районе ул. Советской, 105 фактическая обеспеченность площадью торговых объектов значительно превышает норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Письмом администрация МО г. Новотроицк уведомила ИП Макарова И.И. о том, что данный киоск не будет внесен в схему размещения нестационарных торговых объектов.

В ходе рассмотрения дела Комиссия Оренбургского УФАС России пришла к выводу, что причины, указанные администрацией МО г. Новотроицк, в качестве оснований отказа для включения места размещения киоска, принадлежащего ИП Макарову И.И. в схему НТО, являются необоснованными. Отказ содержит оценочные суждения о значительном превышении фактической обеспеченности площади торговыми объектами в данном районе, однако эти обстоятельства администрацией документарно не подтверждены, доказательства в антимонопольный орган не предоставлены.

26.10.2020 г. в ходе рассмотрения дела в действиях администрации муниципального образования город Новотроицк установлено нарушение   ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 Администрации г. Новотроицка выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о необходимости повторного рассмотрения заявления ИП Макарова И.И. (предписание исполнено).

За 2020 год Оренбургским УФАС России установлено 10 фактов заключения организациями, наделенными функциями органов власти (функции органа местного самоуправления по содержанию в надлежащем состоянии муниципального имущества) соглашений, направленных на дробление сделки по ремонту муниципального имущества на несколько договоров с целью уклонения от процедуры торгов. 

Большинство нарушений установлено в отношении образовательных учреждений г. Оренбурга, один факт – в отношении государственного имущества (при ремонте Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Илекского района»).

По итогам рассмотрения дел признаны доказанными 10 нарушений ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившихся в заключении соглашений между организациями, наделенными функциями органов власти и хозяйствующими субъектами (строительными организациями и индивидуальными предпринимателями), направленных на уклонение от процедуры торгов и ограничение конкуренции.

Поскольку на момент принятия решений обязательства по гражданско-правовым договорам были исполнены, Комиссия в каждом случае пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи обязательных для исполнения предписаний.

 

Раздел 2. Контроль рекламной деятельности

 

В 2020 году Оренбургским УФАС России возбуждено 33 дела по признакам нарушения Закона о рекламе, установлено 26 фактов нарушений. В 2019 года данная цифра составляла: кол-во дел – 52, фактов нарушения - 35.

По - прежнему самыми распространенными нарушениями остаются факты распространения неправомерной смс-рекламы, а также недостоверной информации.

Наибольшее количество нарушений действующего законодательства было установлено при распространении рекламы банковских и иных финансовых услуг (микрозаймов).

Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области является исполнителем по теме специализации «Практика и проблемные вопросы, возникающие в ходе выявления, пресечения и предупреждения нарушений в сфере рекламы финансовых услуг».

Финансовые услуги в настоящее время пользуются большим спросом, в первую очередь среди физических лиц, которые намерены выбрать наиболее эффективный и выгодный способ вложения денежных средств либо получения кредита. Соответственно достоверность рекламы и соответствие ее восприятия потребителем фактическому содержанию и качеству услуг имеют существенное значение для защиты экономических прав граждан.

В качестве примера комиссионных дел, возбужденных в связи с нарушением законодательства о рекламе можно привести следующие.

1. Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе, в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Так антимонопольным органом было возбуждено и рассмотрено комиссионное дело в отношении КПК «Надежные сбережения» по факту нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Нарушение было выявлено в ходе проведенной сотрудниками Управления проверки рекламы, распространяемой в местных печатных средствах массовой информации.

Материалами дела установлено, что в газете «Вечерний Оренбург» №15 от 26.02.2020г. на 15 странице размещается информация с текстом: «НАДЕЖНЫЕ СБЕРЕЖЕНИЯ - увеличение сбережений без усилий! Высокая процентная ставка – проверено ЦБ РФ – Кредитный потребительский кооператив с многолетним опытом ДЕЙСТВУЕТ СТРАХОВАНИЕ СБЕРЕЖЕНИЙ!* МАКСИМАЛЬНЫЙ ТАРИФ «ПЕНСИОННЫЙ» 10,80% годовых + 7 (3532) 37-68-91 г. Оренбург, ул. Богдана Хмельницкого, д.2».

В нижней левой части страницы мелким шрифтом размещалась следующая информация: «Кредитный потребительский кооператив «Надежные Сбережения» ИНН 7702455442, ОГРН 1187746977659 Сберегательная программа «Пенсионный» Ставка 10,80% годовых (удерживается НДФЛ)» Срок сбережения 12 месяцев. В сберегательной программе предусмотрена возможность капитализации или ежемесячной выплаты процентов (на выбор). Максимальная вносимая сумма сбережений согласно действующему законодательству. Возможно пополнение сбережений от 1000 руб. Частичное снятие денежных средств в течение срока действия договора не превышает 20% от суммы сбережений. При досрочном расторжении – ставка перерасчета 1% годовых. Для оформления тарифа «Пенсионный» необходимо предъявить пенсионное удостоверение. Сбережения принимаются только от пайщиков кооператива, которыми могут стать юридические лица, а также физические лица, достигшие возраста 16 лет, оплатившие вступительный взнос 50 руб., обязательный паевый взнос 50 руб. Пайщики кооператива солидарно с другими членами кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам. Процентная ставка подлежит изменению в случае в случае изменений ключевой ставки ЦБ РФ. КПК «Надежные Сбережения» является членом «ГКС», ИНН 5321087612 «Страхование осуществляет НКО «МОВС», ИНН 7839045118, Лицензия Банка России ВС № 4349 от 24.09.2019 года. Подробности на сайте nadsber.ru. РЕКЛАМА. Публичной офертой не является».

Ввиду содержания в тексте фразы «…проверено ЦБ РФ…», Оренбургским УФАС России в отношении КПК «Надежные сбережения» было возбуждено Комиссионное дело.

Оренбургским УФАС России был направлен запрос в Отделение по Оренбургской области Главного Управления Центрального Банка Российской Федерации относительно проводимых проверок деятельности КПК «Надежные Сбережения» (с указанием предмета и результатов проверки), который был перенаправлен в адрес Главного Управления ЦБ РФ по ЦФО г. Москва для рассмотрения в рамках полномочий.

Проанализировав сведения, представленные ЦБ РФ по ЦФО г. Москва, Комиссией Управления установлено, что Банком России не проводилось проверок деятельности КПК «Надежные Сбережения».

Ввиду вышеизложенного, наличие в рекламе КПК «Надежные Сбережения» фразы «Проверено ЦБ РФ» вводило потребителей рекламы в заблуждение относительно того факта, что указанный КПК прошёл проверку Банка России, и, следовательно, его деятельность изучена и одобрена.

Помимо этого, указание в рекламе на наличие контроля за деятельностью данного кооператива со стороны ЦБ РФ может сформировать у потенциальных потребителей его услуг мнение о повышенной финансовой устойчивости КПК «Надежные сбережения» в сравнении с другими финансовыми организациями, а также о повышенной гарантии сохранности денежных средств. Данные действия являются, по сути, попыткой манипулировать потребительскими предпочтениями посредством введения потенциальных клиентов в заблуждение.

Таким образом, включение в спорную рекламу словосочетания «Проверено ЦБ РФ» - не соответствовало действительности и противоречило пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Комиссией Управления рассматриваемая реклама была признана ненадлежащей и нарушающей положения действующего рекламного законодательства. Ответчику было выдано предписание об устранении нарушения, которое было исполнено в установленный срок.

По результатам административного дела, возбужденного в отношении КПК «Надежные Сбережения» по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, административный штраф (с учетом положений ст.4.1.1 КоАП РФ) был заменен на предупреждение.

2. В качестве следующего примера служит дело, возбужденное в отношении кредитного потребительского кооператива «Голдинвест» (ИНН 9705118664) по признакам нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Основанием для возбуждения послужили переданные Отделением по Оренбургской области Уральского главного управления Центрального банка РФ материалы мониторинга.

Из поступивших материалов следовало, что в выпуске №10 от 22.04.2020г. рекламно-информационного издания «Рекламный гид Оренбуржья» размещена статья «Зарабатываем деньги вместе с нашими вкладчиками», содержащая информацию рекламного характера о финансовых услугах (вкладах), оказываемых кредитным потребительским кооперативом «Голдинвест». Из содержания статьи следует, что максимальная процентная ставка за использование кредитным кооперативом привлеченных денежных средств членов кооператива (пайщиков) установлена в размере 11,0% годовых.

Однако, исходя из пояснений, содержащихся в переданных материалах Уральского ГУ Центрального банка РФ, согласно п. 3.8.2 Базового стандарта совершения кредитным потребительским кооперативом операций на финансовом рынке (утв. Банком России, протокол от 27.07.2017 №КФНП-26) максимальный размер платы (процентов, компенсации) за использование кредитным кооперативом привлеченных денежных средств члена кредитного кооператива (пайщика) с учетом всех выплат, причитающихся по договору передачи личных сбережений, не может превышать 1,8 (одну целую восемь десятых) ключевой ставки, установленной Банком России на дату заключения договора передачи личных сбережений.

Так, в период с 10.02.2020 по 26.04.2020 ключевая ставка была установлена в размере 6,0%, то есть максимальный размер платы (процентов, компенсации) за использование кредитным кооперативом привлеченных денежных средств члена кредитного кооператива (пайщика) с учетом всех выплат, причитающихся по договору передачи личных сбережений, не мог превышать 10,8% годовых.

Исходя из материалов дела, в рассматриваемый период при заключении договоров передачи личных сбережений с пайщиками – физическими лицами Кооперативом соблюдался установленный ЦБ РФ уровень ключевой ставки, то есть максимальный размер ставки по вкладам не превышал 10,8%. Однако, как пояснил представитель ответчика, в ходе разработки макета рассматриваемой рекламной статьи максимальная ставка была «округлена» до 11% по совету редактора газеты «Рекламный гид Оренбуржья».

По результатам рассмотрения дела, комиссия Управления пришла к выводу, что указанная в спорной рекламной статье максимально возможная процентная ставка в размере 11% годовых, не соответствовала действительности, вводила потенциальных потребителей услуг КПК «Голдинвест» в заблуждение и противоречила нормам действующего рекламного законодательства.

Рассматриваемая реклама была признана ненадлежащей.

Ввиду того, что нарушение было устранено ответчиком добровольно в рамках производства по делу, предписание об устранении нарушения не выдавалось.

Материалами дела было установлено, что председатель правления КПК «Голдинвест», являясь должностным лицом, обладающим организационно-распорядительными функциями, допустил низкое качество контроля за соблюдением рекламного законодательства. В связи с чем, по итогу рассмотрения дела об административном правонарушении, в отношении председателя правления финансовой организации на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ применена мера административного наказания в виде предупреждения.

3. Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Управлением в отчетном периоде было рассмотрено дело, возбужденное в отношении юридического лица ПК «Первый национальный» по признакам нарушения требований, установленных частью 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Прокуратурой Оренбургской области в адрес Оренбургского УФАС России направлено обращение Отделения по Оренбургской области Уральского главного управления ЦБ РФ о распространении в эфире телеканала «РЕН-ТВ» (ООО «РЕН-ТВ») потребительского кооператива (ПК «Первый национальный».

 Из содержащейся в материалах обращения видеозаписи следовало, что рекламный ролик ПК «Первый национальный» содержал информацию: «Денежные средства передаются в кооператив в качестве паевого взноса на основании закона № 3085-1 от 19.06.1992 г. «О потребительской кооперации» Первоначальный взнос от 50000 руб. Пополнение от 10000 руб. (не является обязательным) срок соглашения 12,24,36 месяцев, получение вознаграждения каждые 12-ть месяцев; уменьшение соглашения на протяжении всего договора не предусмотрено; досрочное расторжение в одностороннем порядке не предусмотрено. Членство в кооперативе может повлечь дополнительные затраты».

При этом информация о гарантиях сохранности инвестиций, обо всех условиях и особенностях вступления в ПК «Первый национальный», а также о затратах, которые члены кооператива могут понести в случае вступления и членства в данном ПК, содержалась в текстовом сопровождении ролика, который был доступен для прочтения всего в течение 3,5 секунд. То есть, потребители рекламы не имели возможности в полной мере ознакомиться со всеми условиями и особенностями вступления в ПК «Первый национальный».

Изучив материалы дела, Комиссия Управления признала спорную рекламу потребительского кооператива «Первый национальный» ненадлежащей и распространяющейся в нарушение требований ч.7 ст.5 Закона о рекламе.

Учитывая, что срок действия договора, заключенного ПК с ООО «ОРЕН-ТВ» истек, у Комиссии Оренбургского УФАС России отсутствовали основания для выдачи ПК «Первый национальный» предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

 

Раздел 3. Контроль за осуществлением государственных и муниципальных закупок (Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(далее – Закон о контрактной системе)

 

По итогам осуществления контрольной деятельности в сфере осуществления закупок, в Оренбургское УФАС России в 2020 г. поступило 875 жалоб от участников закупок на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации либо конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии. Статистика за 2020 год свидетельствует о снижении количества поданных жалоб, чем в 2019 году (1300 жалоб). Данное обстоятельство, по мнению Оренбургского УФАС России, связано с пандемией COVID-19, когда закупочная деятельность приостанавливалась или существенно замедлялась.

Наибольшее количество жалоб поступило на действия муниципальных заказчиков – 533 (в 2019 году – 733). На действия областных заказчиков было подано – 276 жалоб (в 2019 году- 455 жалоб). На действия федеральных заказчиков было подано 66 жалоб (в 2019 г. - 112 жалоб).

Анализ принятых к рассмотрению жалоб показывает, что наибольшее количество обоснованных жалоб приходится на долю федеральных заказчиков – порядка 50 % (в 2019 году аналогичная ситуация). Существенно снизилось количество жалоб, признаваемых обоснованными на действия муниципальных заказчиков - 17 % (в 2019 году было признано обоснованными – 39 % жалоб) и увеличилось количество жалоб, признаваемых обоснованными, поступившие на действия областных заказчиков – 29 % (в 2019 году – 24 %).

Основная часть жалоб, признанных обоснованными, касалась вопросов обжалования требований: к описанию объекта закупки, к содержанию заявки, к участникам закупки (в связи с вступившими изменениями в законодательство о контрактной системе). Также обжаловались действия заказчиков, связанные с не размещением соответствующей информации в ЕИС и отказом в допуске к участию в закупке.

Оренбургское УФАС России отмечает рост количества жалоб на действия муниципальных заказчиков при проведении последними аукционов на зимнее содержание дорог, которые были признаны обоснованными. 

Пример рассмотренных жалоб.

09.11.2020 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО «Атлантикпро» на действия администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на «Зимнее содержание дорог сельских населенных пунктов Соль-Илецкого городского округа» (номер извещения №0153300088820000071).

Из доводов жалобы следовало, что Заказчиком нарушаются положения ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), поскольку не установлены дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие у него соответствующего опыта, позволяющего выполнять работы, являющихся предметом аукциона. При этом начальная (максимальная) цена контракта составила 9 860 654,00 рублей. В то время как уже при превышении цены контракта в 5 млн. рублей необходимо требовать наличие опыта выполнения работ. 

Победителем аукциона стал участник, который не подтвердил наличие опыта выполнения работ в данной сфере. Заказчику было выдано предписание об отмене закупки, что в итоге привело к затягиванию заключения столь необходимого для муниципального образования контракта.

Кроме указанного выше, одним из направлений деятельности Оренбургского УФАС России является рассмотрение обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) сведений об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. 

В 2020 году поступило 217 подобных обращений заказчиков (108 обращений в связи с уклонением от подписания контракта, 108 обращений в связи с односторонним расторжением контракта, 1 обращение в связи с расторжением контракта в судебном порядке). В 2019 году поступило 260 обращений заказчиков о включении в РНП, в 64 случаях требования заказчиков были удовлетворены.

При этом, срыв поставок в рамках проведенных заказчиками закупок, происходил по разным предметам - это и поставка продуктов питания для медицинских, образовательных учреждений, выполнение ремонтных работ, оказание образовательных услуг и др.

Среди причин, повлекших не подписание контракта, участником закупки указывались - неисправность компьютера, на котором находилось соответствующее программное обеспечение и электронная цифровая подпись, отсутствие лица, ответственного за подписание контракта на рабочем месте, задержка в предоставлении банком банковской гарантии, подтверждающей обеспечение исполнения контракта и др.

В 31 случае из 108 обращений Оренбургское УФАС России, посчитало приведенные доводы «уклонистов» неубедительными и приняла решение о включении их в РНП.

Между тем значительная доля решений о включении в РНП (58 из 108) приходится на случаи одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контрактов. При этом подрядчики зачастую необоснованно оправдывали неисполнение контрактов пандемией COVID-19.  

Пример: В Оренбургское УФАС России обратилось ГБУ УКС Оренбургской области о включении в РНП ИП Бацигова И.Х. в связи с неисполнением семи контрактов на поставку медицинских изделий (медицинского оборудования) для оснащения, построенного Онкологический диспансера в г. Орске.

Общая НМЦК превысила 11 млн. рублей.

Доводов и доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения контрактов, ИП Бациговым И.Х. не представлено. Сведения о данном предпринимателе включены в РНП.

Помимо указанного, в рамках предоставленных полномочий, Оренбургским УФАС России проводились плановые и внеплановые проверки соблюдения заказчиками требований законодательства о контрактной системе.

Так, в 2020 году Оренбургским УФАС России проведено 73 таких проверки (в 2019 году 57). 

Под особый контроль ФАС России и ее территориальными органами взяты закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, реализуемых в рамках национальных проектов.

В 2020 году Оренбургским УФАС России было проведено 178 контрольных мероприятий в данной сфере (включая рассмотрение поданных участниками закупки жалоб и проведение внеплановых проверок). В 30 закупках были выявлены нарушения требований законодательства о контрактной системе. Заказчиком было выдано 13 предписаний, рассмотрено 31 административное дело.

Наибольшее количество контрольных мероприятий затронуло закупки, осуществляемые в раках национального проекта «Жилье и городская среда» (75). Именно здесь, было выявлено наибольшее количество закупок с нарушением (16).

Примеры:

Национальный проект «Жилье и городская среда».

1) В Оренбургское УФАС России поступили жалобы на действия УСДХ г. Оренбурга при проведении аукциона на благоустройство набережной р. Урал в г. Оренбурге. 4 этап. НМЦК составила 199 955 651,66 рублей.

Анализ   положений аукционной документации выявил нарушения требований к описанию объекта закупки, что могло бы привести к ненадлежащему исполнению обязательств по контракту подрядчиком. Заказчику было выдано предписания об отмене аукциона.

2) Не установление Заказчиком дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ, как того требует постановление Правительства РФ, могло бы привести к заключению контракта на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов (извещение № 0153300023320000005, НМЦК - 5 100 390 рублей), с Обществом, созданным три месяца назад, и, следовательно, не имеющего соответствующего опыта выполнения работ. Администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области было выдано предписание об отмене итогов закупки

 Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»

Оренбургским УФАС России выдано предписание УСДХ г. Оренбурга об отмене закупки на установку дорожных знаков на автомобильных дорогах общего пользования в городе Оренбурге (извещение № 0153300066920001138, НЦМК 12 239 104 руб.). Заказчик при установлении требований к объекту закупки прописал требования к дорожным знакам, не соответствующие действующим ГОСТам.

Национальный проект «Образование»

Оренбургским УФАС России было выдано предписание об отмене итогов электронного аукциона на поставку оборудования для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» (номер извещения № 0853500000320006628). НМЦК - 28 595 346,36 рублей. При этом следует отметить, что жалоба на данный аукцион поступила не от участника закупки, а от уполномоченного органа, размещавшего закупку, который пояснил, что по технической ошибке наряду с новым техническим заданием было также размещено техническое задание в прежней редакции. Данное нарушение является существенным, поскольку может привести к поставке товара, не отвечающего потребностям заказчика.

Национальный проект «Демография»

По итогам рассмотрения жалобы ООО «Сила стали» Комитету по физической культуре, спорту и туризму администрации Гайского городского округа при проведении электронного аукциона на поставку спортивно-технологическое оборудование для создания площадки ГТО (извещение № 0353300117820000001, НМЦК - 3 297 844 рублей) выдано предписание об отмене закупки, поскольку заказчикам были нарушены требования к описанию закупки (требования, ограничивающие конкуренцию).

Национальный проект «Здравоохранение»

В ходе рассмотрения поступивших жалоб на действия аукционной комиссии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр» Оренбургским УФАС России было выдано предписание об отмене итогов аукциона на поставку автоматизированных рабочих мест для медицинских организаций (извещение № 0853500000320007791, НМЦК - 259 169 936,25 рублей). Основанием для вынесения данного предписания послужило нарушение заказчиком требований к порядку формирования заявки на участие в аукционе, что привело к формальным отказам в допуске к участию аукционе.

  

Раздел 4. Практика применения мер административной ответственности
в соответствии с требованиями КоАП

 

За нарушения требований антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность.

В 2020 году Оренбургским УФАС России установлено 472 факта административного правонарушения, в 26-ти случаях с учетом требований положения статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.

Количество постановлений о наложении штрафа, выданных в 2020 году составило – 446 на общую сумму 19 504 444,0 рубля.

В отчетном периоде было исполнено 455 постановлений, что составляет 96,4 % от общего числа. Сумма уплаченного штрафа в 2020 году составила 6 504 700,0 рублей.

Наибольшее количество административных правонарушений связано с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Наибольшее количество административных правонарушений приходится на утверждение документации о закупке с нарушением требований законодательства о контрактной системе – 120. Снизилось в сравнении с 2019 г. количество лиц, привлеченных к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ (нарушение заказчиками обязательств по срокам оплаты контракта) – 27 (в 2019 году – 38). Однако следует учесть, что снижение количества возбужденных административных дел по названной статье, по мнению Оренбургского УФАС России, может быть продиктовано не столько соблюдением заказчиками сроков оплаты контрактов, а сколько перераспределением финансирования в связи с пандемией COVID-19.  При этом более чем в два раза увеличилось количество возбужденных административных дел, связанных с нарушением сроков размещения информации (о заключенных и исполненных контрактах) в ЕИС (в 2020 г.  – 64 постановления, в 2019 году – 30).

           

Раздел 5. Практика оспаривания в судебном порядке решений и постановлений антимонопольного органа

 

В 2020 году из 978 решений, предписаний, предупреждений и постановлений Оренбургского УФАС России признано судом недействительными частично или в полном объеме – 15 (что составляет 1,5 % от общего числа).

 

Раздел 6. Мероприятия по реализации Соглашения о взаимодействии между Федеральной антимонопольной службой России и Правительством Оренбургской области

 

Оренбургским УФАС России с 2015 года по настоящее время активно ведется работа по содействию внедрения Стандарта развития конкуренции на территории Оренбургской области.

Взаимодействие Оренбургского УФАС России с Правительством Оренбургской области осуществляется на постоянной основе в рамках заключенного Соглашения о взаимодействии от 05.07.2018 г. №09-103/20-С. Кроме того, утвержден План мероприятий на 2020 год по реализации данного Соглашения.

Управлением совместно с Уполномоченным органом по содействию развития конкуренции в Оренбургской области ведется работа по исполнению требований Национального плана развития конкуренции, Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

Реализуются мероприятия на основе разработанных и утвержденных ключевых показателей развития конкуренции на основных товарных рынках Оренбургской области, предусматривающие приоритет целей и задач по содействию развитию конкуренции.

Управление осуществляет информирование Правительства Оренбургской области о нарушениях антимонопольного законодательства на рынках входящих в перечень приоритетных отраслей для развития конкуренции таких как: здравоохранение, агропромышленный комплекс, финансовые рынки, дорожное строительство, рынок социальных услуг, газоснабжение, транспортные услуги, промышленность и т.д.

В рамках реализации национального проекта «Образование» Управление в целях оказания содействия органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, курирующих сферу дополнительного образования детей, оказывает консультативную помощь в случае их обращения в процессе подготовки ими нормативно-правовых актов и внедряемых на территории Оренбургской области на предмет предотвращения нарушений антимонопольного законодательства.

В целях реализации положений Федерального закона от 27.12.2019 № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» (далее – 485-ФЗ), а также в рамках осуществления контроля за реализацией ограничений, предусмотренных 485-ФЗ и оказания консультационной  поддержки и методического содействия органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления создана рабочая группа по формированию Сводного плана Оренбургской области по реформированию унитарных предприятий на период до 01 января 2025 года.

В состав рабочей группы вошли представители Оренбургского УФАС России, представители Министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее – Министерство) совместно с Оренбургским УФАС России проведена работа с муниципальными образованиями Оренбургской области по формированию Плана мероприятий по реформированию муниципальных унитарных предприятий на период до 01 января 2025 года.

Кроме того, Министерством отработаны с органами исполнительной власти Оренбургской области, в ведомственной принадлежности которых находятся областные государственные унитарные предприятия, предложения о дальнейшей деятельности указанных предприятий и разработан План мероприятий по реформированию государственных (региональных) и муниципальных предприятий. Данный план был согласован с Оренбургским УФАС России.

В 2020 году специалистами Оренбургского УФАС России совместно со специалистами Министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области в Центре повышения квалификации при ОГУ проводились занятия и лекции по рабочим программам учебных дисциплин «Управление государственными и муниципальными закупками», «Содействие развитию конкуренции».

Целью проводимых курсов является доведение до слушателей основных нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров работ, услуг», Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». В том числе, разъясняются мероприятия по развитию конкуренции в регионе, обсуждаются основные барьеры для развития конкуренции.

 

Раздел 7. Работа по выполнению Национального плана развития конкуренции, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»

 

Во исполнение указанного Национального плана развития конкуренции в Оренбургской области был разработан и согласован с ФАС России перечень из 35 ключевых показателей развития конкуренции, кроме того, в положения органов власти внесены изменения, предусматривающие приоритет целей и задач по содействию развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках.

По результатам контроля соблюдения антимонопольного законодательства в 2020 году можно выделить следующие положительные моменты:

1. Снижение количества выданных предупреждений.

В 2018 году эта цифра составляла 61, в 2019 году – 37, по итогам 2020 года было выдано 23 предупреждения. Это результат предупредительной и профилактической работы Оренбургского УФАС России.

2. Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления* в сравнении с 2017 годом (в 2017 году количество нарушений составляло – 74, в 2018 году – 51, в 2019 году – 31, 2020 года - 25).

В настоящее время проходит заключительные этапы согласования в Правительстве РФ проект Национального плана развития конкуренции на 2021-2025 годы, в основную концепцию которого входят три основных направления государственной политики по развитию конкуренции:

- развитие малого и среднего предпринимательства;

- обеспечение эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью, в том числе вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого и непрофильного государственного и муниципального имущества;

- цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования.

Оренбургское УФАС России готово и в дальнейшем оказывать содействие органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в реализации Национального плана развития конкуренции, при необходимости проводить обучение сотрудников, представителей органов власти, органов местного самоуправления и оказывать консультационную помощь по вопросам недопущения нарушений антимонопольного законодательства.

Главными задачами Оренбургского УФАС России были и остаются обеспечение благоприятных условий для развития конкуренции, недопущение монополизации рынков на территории Оренбургской области, поддержание и восстановление конкурентных условий для осуществления государственных и муниципальных закупок, а также повышения удовлетворенности потребителей и предпринимательского сообщества региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         ⃰Количество нарушений антимонопольного законодательства складывается из количества предупреждений, выданных в адрес органов власти, органов местного самоуправления и количества установленных фактов нарушений со стороны органов власти, органов местного самоуправления (за исключением организаций, наделенных функциями органов власти)

  

Наверх