11 апреля 2018 года Оренбургское УФАС России провело публичные обсуждения правоприменительной практики антимонопольного органа председательством руководителя Управления Владимира Окшина. В зале присутствовали представители органов региональной и муниципальной власти, правоохранительных структур, общественных объединений, хозяйствующих субъектов.
Согласно Методическим рекомендациям по проведению таких мероприятий в целях подведения итогов публичных обсуждений Управление размещает на сайте обобщенные результаты, ответы на указанные в специальных анкетах вопросы.
Из присутствующих анкеты заполнили 93 человека. Среди них: представители органов муниципальной власти, МБУ, МКУ, ГБУ, МУП, бизнеса, сетевых организаций, общественности. Средний балл по соответствию мероприятия ожиданиям участников составил:
по тематической практике: 4,7
по программе: 4,8
по квалификации выступающих: 5
по организации мероприятия: 5
Вопросы правоприменительной практики, возникающие при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства:
- Оформление документации при проведении закупок.
- Недостаточная компетентность в вопросах законодательства в сфере закупок (требуется обновление знаний на курсах по 44-ФЗ).
- Малые полномочия по взаимодействию с недобросовестными поставщиками услуг (невозможно привлечь к ответственности).
- Заключение договоров по 223-ФЗ, закрепление конкретной суммы в положении о закупках (ее размер).
- Закупка у единственного поставщика.
- Применение положений ПП-925 «О приоритете товаров российского производства с учетом ссылки на ГАТТ-1994 (1947) об отсутствии приоритета РФ перед другими странами-участницами ГАТТ (дело №А60-28619/2017)
- Практика применения аукционов по 44-ФЗ в сфере строительства и капитальных ремонтов образовательных организаций
Предложения респондентов по совершенствованию антимонопольного законодательства РФ:
- Сократить сроки со дня внесения изменений в планы закупок и планы-графики до заключения договора с единственным поставщиком по п.4 ч.1. ст. 93 44-ФЗ.
- Снять с руководителей образовательных учреждений обязанности контрактных управляющих.
- Сокращение сроков конкурсных процедур для образовательных учреждений.
- Оптимизация процедуры подачи жалоб на недобросовестных подрядчиков.
- Создание единой региональной структуры по организации закупок МБУ.
- Осуществление не только контроля, но и дача конкретных пояснений к изменениям статей 44-ФЗ. Предоставление возможности изучения изменений, и только в последующем проведение проверки УФАС.
- Снизить штрафы за нарушения 44-ФЗ.
- Организовать отдельную службу по сопровождению и проведению закупок в государственных учреждениях.
- Связать требования 44-ФЗ и ПП №48 РФ от 24.05.2014г. в части организации закупок личных вещей и обмундирования для контингента и организации семейных восстановительных групп.
- Синхронизировать сроки, установленные для территориальных сетевых организаций при технологическом присоединении и сроки для осуществления закупок товарно-материальных ценностей и работ (подрядных) для осуществления мероприятий по тех. присоединению.
- Расширение перечня оснований для включения контрагента в реестр недобросовестных поставщиков, а именно: отказ от исполнения обязательств по договору.
- Рассмотреть возможность о включении в ч.1 ст.93 44-ФЗ пункта, согласно которому станет возможно заключение контрактов с единственным поставщиком на публикацию нормативно-правовых актов.
- Добавить пункт в ч.1 ст. 93 44-ФЗ для закупки продуктов питания для образовательных учреждений у единственного поставщика.
- Разработать специальные поощрительные условия для образовательных учреждений на базе 44-ФЗ, 223-ФЗ при проведении строительных работ. Возможность применения закупок у единственного поставщика, когда время ограничено.
- Сокращение сроков при проведении процедур закупок.
- Упростить, сделать отличный от конкурентных процедур порядок размещения в ЕИС информации о закупке у единственного поставщика.
- Внести ответственность для физических лиц, организаций, подавших жалобу, которая в последующем была отклонена.
- Проведение семинара для малого и среднего бизнеса на тему: «С чего начинать подрядчикам для участия в закупках. Знание 223-ФЗ, 44-ФЗ»
- Уменьшение штрафных санкций за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о закупках.
- Увеличить возможность заключения договоров без предварительных процедур, в упрощенной форме.