ДОКЛАД ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ОРЕНБУРГСКОГО УФАС РОССИИ

16 марта 2023, 14:48

Раздел 1. Антимонопольный контроль.

 

1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции.

 

Ключевыми задачами Оренбургского УФАС России в 2022 году стали обеспечение благоприятных условий для развития конкуренции, поддержка малого и среднего предпринимательства, недопущение монополизации рынков на территории Оренбургской области, поддержание и восстановление конкурентных условий для осуществления государственных и муниципальных закупок, а также помощь гражданам и бизнесу адаптироваться к новым экономическим условиям.

Выполняя задачу Правительства РФ по оптимизации административной нагрузки на бизнес в 2022 году увеличены пороговые значения для сделок, требующих предварительного согласия антимонопольного органа, с 400 до 800 миллионов рублей, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, в части снижения субъектам малого и среднего предпринимательства наложенного административного штрафа за заключение антиконкурентных соглашений, исключена необходимость обязательного согласования при предоставлении государственных и муниципальных преференций, если их целью являются социальное обеспечение населения, а также поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Одним из основных направлений работы стала профилактика, предотвращение и недопустимость совершения нарушений антимонопольного законодательства путем активного использования института предостережений и предупреждений.

Так в 2022 году в условиях ажиотажного спроса на отдельные товары и действий некоторых участников рынка, для предупреждения нарушения антимонопольного законодательства и недопущения необоснованного роста цен должностным лицам хозяйствующих субъектов направлялись предостережения по фактам публичных заявлений, которые могли негативно сказаться на уровне цен на отдельные товары.

В целях усиления контроля за ситуацией на социально значимых товарных рынках Оренбургским УФАС России организована горячая линия для сообщений о фактах изменения цен на социально значимые продовольственные товары. Информация, поступающая в рамках горячей линии, ежедневно представляется в ФАС России.

В 2022 году Оренбургским УФАС России совместно с Министерством сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области и прокуратурой Оренбургской области проведено совещание с местными торговыми сетями по вопросам ценообразования на потребительском рынке. По итогу совещания руководство торговых сетей «Ринг» и «Горторг» выразили готовность рассмотреть возможность уменьшения торговой наценки на социально значимые продовольственные товары. В результате, на территории Оренбургской области, торговая надбавка на ряд социально значимых продовольственных товаров была ограничена от 5 до 20%.

Продолжает эффективно работать институт предупреждений. Сохраняется на высоком уровне доля устраненных до возбуждения дела фактов нарушений, включая исполнение выданных хозяйствующим субъектам и органам власти предупреждений.

Общее количество таких предупреждений по итогам 2022 года составило 27 (2021 - 15), доля исполненных предупреждений составила 93 %, из 27 предупреждений выполнено 25, и только по 2 фактам возбуждены дела.

Основаниями для выдачи предупреждений в 2022 году стали действия хозяйствующих субъектов по навязыванию потребителю невыгодных условий договора в части установления коммерческого учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а не количеству установленных  контейнеров; действия органов местного самоуправления, связанные с  предоставлением муниципальной преференции без согласования с антимонопольным органом при условии необходимости такого согласования; действия органов власти, связанные с неправомерным внесением изменений в сведения о маршруте регулярных перевозок в реестр муниципальных маршрутов г. Оренбурга; бездействие органов местного самоуправления по организации управления многоквартирными домами и нарушения процедуры выбора управляющих компаний для управления МКД. 

 

1.2. Статистика дел о нарушении антимонопольного законодательства.

 

В 2022 году по фактам выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства Оренбургским УФАС России рассмотрено 338 (2021 - 350) обращений и заявлений, возбуждено 14 дел (2021 - 18), признано доказанными 8 (2021 год - 10) фактов нарушения Закона о защите конкуренции.

Нарушения антимонопольного законодательства со стороны хозяйствующих субъектов в 2022 году выявлены на следующих рынках:

- рынок строительства и дорожного хозяйства.

- рынок оказания услуг по обращению с ТКО;

- рынок услуг по приему и размещению отходов IV-V класса опасности, не относящиеся к ТКО,

- рынок оказания услуг по поставке тепловой энергии.

Наиболее частыми нарушениями, установленными Управлением в отношении органов власти, являются нарушения процедуры по выбору управляющих компаний для управления многоквартирными домами.

        

1.2.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10).

 

Из числа злоупотреблений доминирующим положением, выявленных в 2022 году, следует выделить экономически или технологически не обоснованное прекращение оказания услуг по обращению с ТКО, установление монопольно высокой цены на услуги по приему и размещению отходов, не относящихся к ТКО, установление монопольно высокой цены на услуги по передаче тепловой энергии.

Необходимо отметить, что цены (тарифы), устанавливаемые лицами, занимающими доминирующее положение на рынке, не всегда подлежат государственному регулированию, в связи, с чем определяются хозяйствующими субъектами самостоятельно.

Рассматривая действия указанных лиц, антимонопольный орган проверяет установленные ими цены на предмет экономической обоснованности и документального подтверждения с учетом фактически понесенных затрат. При этом оценке подлежит обоснованность включенных в цену товара расходов, а также уровень полученного дохода за исследуемый период времени.

В качестве примера злоупотребления доминирующим положением приводим дело, рассмотренное Управлением в отношении ООО «ЭкоСпутник» (далее – Общество).

Основанием для возбуждения данного дела стали обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в части установления Обществом высокой цены на услуги по приему и размещению отходов IV-V класса опасности, не относящихся к ТКО.

Согласно результатам анализа состояния конкуренции на локальном рынке по размещению отходов IV-V класса опасности, не относящихся к ТКО, в границах территории города Оренбурга, ООО «Экоспутник» занимает доминирующее положение, в силу чего обязано соблюдать требования и ограничения, установленные Законом о защите конкуренции, в частности, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 10.

Установлено, что в 2022 году Обществом увеличена в 5,4 раза стоимость приема и размещения ТБО, почти в 27 раз увеличен тариф за прием и размещение строительных отходов и в 125 раз тариф за прием и размещение грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ. Стоимость услуг по приему и размещению указанных видов отходов составила 6000,0 рублей.

До установления данного тарифа цена за услуги составляла чуть более 1100,0 рублей за прием и размещение ТБО, 224,08 рубля за размещение строительных отходов и 48,0 рублей за прием и размещение грунта.

В результате оперативного вмешательства Оренбургского УФАС России тариф был снижен до 2000,0 рублей, но по-прежнему оставался высоким для контрагентов.

В соответствии с Законом о защите конкуренции установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой, если она превышает стоимость товара (услуг), обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии.

В частности, при оценке необходимости расходов для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта может приниматься во внимание их экономическая оправданность, в том числе направленность расходов на удовлетворение производственных потребностей субъекта, соответствие размера затрат обычной стоимости соответствующих благ, рыночная конъектура, в которой осуществлялись затраты. Например, экономически не оправданными могут быть признаны затраты, не имеющие отношения к производству и реализации товара, но учтенные доминирующим на рынке субъектом при формировании цены товара. Экономически оправданными могут являться затраты, увеличение которых обусловлено ростом цен сырья, из которого производится товар.

В рамках рассмотрения дела Комиссией Оренбургского УФАС России неоднократно запрашивался экономический расчет тарифа (калькуляции) на прием и размещение отходов IV-V класса опасности, не относящихся к ТКО.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией установлено, что документы, подтверждающие затраты на прием и размещение отходов, не относящихся к ТКО у ООО «ЭкоСпутник» отсутствуют, в антимонопольный орган не предоставлены.

В материалы дела представлен расчет только планируемых расходов на сортировку и размещение отходов, не относящихся к ТКО.

Действия ответчика были квалифицированы как нарушение п.1 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «Экоспутник» выдано предписание об установлении экономически обоснованного тарифа с учетом реально понесенных расходов и затрат на оказание услуги. В настоящее время решение и предписание обжалуются в судебном порядке.

Другим примером установленных нарушений, могут служить нарушения со стороны теплоснабжающих организаций - ООО «Металлопластгазмонтаж» (далее – общество, ответчик, ООО «МПГМ») и ООО «Инженерные системы» (далее – общество, ответчик, ООО «ИС»).

Так Оренбургским УФАС России было рассмотрено 2 дела основанием для возбуждения, которых стали обращения ГБУЗ «Тюльганская РБ», МБОУ «Новопокровская СОШ» и МБУК «Централизованная клубная система» содержащие указания на неправомерные действия Ответчиков, в части ущемления интересов заявителей, путем установления и поддержания монопольно высокой цены на услуги по теплоснабжению.

Приказами Обществ утверждены следующие тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям котельных: приказом ООО «МПГМ» утвержден тариф в размере 2944,94 руб./Гкал; приказом ООО «ИС» тариф на тепловую энергию составил 2220,46 руб./Гкал.

В рамках исследования обстоятельств установления монопольно высокой цены товара (работы, услуги) дана оценка обоснованности расходов, включенных в цену товара (работы, услуги), а также уровню доходов соответствующих хозяйствующих субъектов.

По итогам рассмотрения дел Комиссии Оренбургского УФАС России пришли к выводу, что цена, установленная ООО «МПГМ» и цена, установленная ООО «ИС» являются экономически необоснованными и документально не подтвержденными.

Действия ответчиков в каждом случае были квалифицированы как нарушение п.1 ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Решения антимонопольного органа находятся в стадии судебного обжалования.

 

1.2.2 Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции, антиконкурентные соглашения).

 

Выявление и пресечение антиконкурентных соглашений является одним из приоритетных направлений государственной политики, способствующее обеспечению экономической безопасности, развитию здоровой конкурентной среды, а также недопущению снижения качества жизни населения.

Управлением на постоянной основе ведется мониторинг закупочных процедур на предмет выявления заключения антиконкурентных соглашений хозяйствующими субъектами – участниками торгов, которое в частности приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, что является недопустимым в силу статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Под особым вниманием Оренбургского УФАС России находятся закупочные процедуры, осуществляемые в рамках национальных проектов.

Так, по итогам проведенного контрольного мероприятия в 2022 году управлением было возбуждено и рассмотрено дело о нарушении ООО «СтройМац», ООО «СКС», ООО «ВМ-Капитал», ООО «СтройГрупп», ООО «Оренстроймонтаж» п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, выразившемся в заключении и реализации между ними соглашения (договоренности), которое приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Хозяйствующие субъекты участвовали в закупках на выполнение общестроительных работ, в частности, по ремонту автомобильных дорог, уличного освещения, благоустройству городской среды, которые проходили в 2020-2021 годах, в том числе в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».

Комиссией Оренбургского УФАС России были установлены факты недобросовестного поведения хозяйствующих субъектов, реализованные ими с целью получения материальной и/или иной выгоды для участников соглашения (известная схема «таран», схема отказа от конкурентной борьбы, номинальность участия).

Реализованные схемы были выявлены, в том числе, при установленной совокупности косвенных доказательств, свидетельствующих о тесном взаимодействии и консолидации хозяйствующих субъектов, выступающих в роли самостоятельных независимых участников конкурсных процедур (использование одного и того же IP-адреса при участии в электронных торгах, одного и того же адреса электронной почты, номера телефона, наличие кадровых, финансовых связей и иное).

Совокупная сумма дохода, полученная хозяйствующими субъектами от реализации антиконкурентного соглашения составила 310 млн. рублей. Решение по данному делу обжалуется в Арбитражном суде Оренбургской области.

Выявленные нарушения антимонопольного законодательства, посредством заключения антиконкурентных соглашений, транслируются Оренбургским УФАС России в средствах массовой информации, что оказывает правовое информирование участников рынка и выполняет предупреждающую функцию.

С целью развития малого и среднего предпринимательства, формирования благоприятных условий конкуренции, в том числе на торгах, Управление в своей деятельности взаимодействует с правоохранительными органами в части оперативного выявления и пресечения антиконкурентных соглашений, а также наличия состава ст. 178 УК РФ.

Отметим, что специалисты антимонопольного органа обладают специальными познаниями в области отраслевого (антимонопольного) законодательства, в связи, с чем привлечение их к участию в производстве осмотра места происшествия, предметов, исследовании документов в качестве специалистов необходимо для эффективного достижения целей проверки. Должностные лица антимонопольного органа способны оказать консультативную помощь в сложных вопросах применения антимонопольного законодательства, что в свою очередь позволит нейтрализовать противодействие заинтересованных лиц, а также получить значимую доказательную информацию.

 

 

         1.2.3 Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 2.1 Закона о защите конкуренции).

 

В 2022 году Оренбургским УФАС России рассмотрено дело, возбужденное в отношении ООО «Производственная компания «Русь», г. Санкт - Петербург (далее – ПК «Русь», ответчик).

В адрес Управления поступило заявление ООО «Орский мясокомбинат» (далее – заявитель, Орский мясокомбинат) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ПК «Русь» выразившемся в недобросовестной конкуренции, связанной с незаконным использованием на банках мясных консервов «Говядина тушеная «Экстра»» собственного производства товарного знака по свидетельству № 509781, правообладателем которого является Заявитель.

Изучив материалы дела, Комиссия Оренбургского УФАС России установила, что ПК «Русь» при реализации своей продукции на территории Оренбургской области использует изображение в виде вписанной в полукруг головы коровы, до степени смешения схожее с зарегистрированным товарным знаком Орского мясокомбината. Используемая ответчиком цветовая гамма (оранжевый и черный цвет) дополняет сходство и при визуальном восприятии создает впечатление идентичности продуктов конкурентов.

Такое оформление продукции может способствовать введению покупателей в заблуждение, так как мясные консервы относятся к товарам повседневного спроса и приобретение такого товара не предполагает высокой степени внимательности и осмотрительности со стороны покупателя, что создает вероятность неосознанного выбора в пользу товара конкурента. Это может негативно сказаться на деловой репутации Орского мясокомбината и причинить ему убытки, поскольку создание смешения на рынке влечет отток потребительского спроса от товара Заявителя к товару конкурента, и, как следствие, уменьшение прибыли, на которую мог бы рассчитывать Заявитель при обычных условиях гражданского оборота.

Доказательств, свидетельствующих о правомерном использовании оспариваемого товарного знака, Ответчиком не представлено. По результатам рассмотрения дела ПК «Русь» признана нарушившей п.1 ст. 14.6 Закона о защите конкуренции.

Реализация продукции ООО «Производственная компания «Русь», маркированная спорным товарным знаком, на территории Оренбургской области была прекращена.

 Ответчик по делу привлечен к административной ответственности с наложением административного штрафа в размере 50 000,0 рублей, штраф оплачен в федеральный бюджет.

 

           1.2.4 Выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства органами власти, органами местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг (статьи 15 Закона о защите конкуренции).

 

В качестве примера нарушения антимонопольного законодательства со стороны органов власти может служить дело, рассмотренное в 2022 году в отношении администрации муниципального образования Уранбашский сельсовет Октябрьского района Оренбургской области (далее – администрация) в связи с не проведением конкурентных процедур при заключении договора между администрацией и ТСН «Уранбаш».

Оренбургским УФАС России установлено, что по договору на техническое обслуживание скважин, водопроводных систем и водопроводных сетей администрация муниципального образования фактически передала указанное имущество ТСН «Уранбаш» во временное владение и (или) пользование.

01.05.2020 ТСН «Уранбаш» с ООО «ГидроТехСервис» (агент) заключен агентский договор 2, в соответствии с п. 2.1.7 которого Агент обязан производить сбор взносов за водопотребление с населения и организаций.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Частью 3 указанной статьи также установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами жилищно-коммунального назначения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

Кроме того, ч. 6 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определяет, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 указанной статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

Рассмотрев дело, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что передача скважин, водопроводных систем и водопроводных сетей администрацией муниципального образования осуществлена без проведения конкурсных процедур, что является нарушением требований ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

 

 

         1.2.5 Предоставление государственных или муниципальных преференций.

 

В 2022 году в антимонопольный орган поступило 3 заявления о даче согласия на предоставление преференций.

Принимая решение по итогам рассмотрения указанных заявлений, антимонопольный орган оценивал уровень негативного влияния предоставления преимущества на состояние конкуренции, соотношение положительных и негативных последствий предоставления преференции.

Рассмотрев поступившие в 2022 году заявления о даче согласия на предоставление преференций, Управление приняло решение о согласовании всех 3 преференций с ограничениями по сроку, не превышающему трех лет и с ограничением по кругу лиц.

Следует отметить, что с июля 2022 года на период 2022 – 2023 годов предоставление преференции по ряду оснований не требует согласования с антимонопольным органом, но подлежит обязательному уведомлению антимонопольного органа о факте предоставления преференции в срок 1 месяц с момента предоставления преференции.

 

         1.2.6 Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (статья 18.1 Закона о защите конкуренции).

 

В 2022 году Оренбургским УФАС России рассмотрено 135 (2021 – 220) жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в соответствии со ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. В 46 случаях (2021 – 64) жалобы признаны обоснованными, в 58 (2021 – 133) приняты решения о признании жалоб необоснованными, выдано 29 (2021 – 38) предписаний.

Основными видами торгов, обжалуемых в антимонопольный орган, являются: торги в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; аренда и продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; продажа государственного и муниципального имущества; отбор управляющей организации в МКД; реализация имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Основными видами нарушений, выявленных при организации и проведении торгов, являются: установление в документации требований, не предусмотренных законом, нарушение процедуры торгов, нарушение порядка определения победителя торгов, необоснованный отказ в допуске к участию в аукционе и другие.

 

Раздел 2. Контроль рекламной деятельности.

 

Оренбургским УФАС России продолжена работа по предупреждению, пресечению нарушений рекламного законодательства со стороны рекламодателей, рекламораспространителей и повышению правовой грамотности участников рынка.

В 2022 году отмечается снижение количества заявлений о несоответствии рекламы требованиям законодательства на 36 %, от 130 заявлений до 83. Возбуждено 28 дел (2021 – 39), в ходе рассмотрения, которых пресечено 24 (2021 – 34) нарушения Закона о рекламе.

В числе нарушений установлены факты распространения недопустимой рекламы табака, табачной продукции, никотиносодержащей продукции, курительных принадлежностей, а также устройств для потребления никотиносодержащей продукции, кальянов, распространение звуковой рекламы с использованием звукотехнического оборудования.

По-прежнему наиболее «популярной» категорией возбужденных дел остаются дела в отношении микрофинансовых организаций.

Несмотря на сформированную антимонопольными органами обширную правоприменительную практику, число опубликованных разъяснений Центрального аппарата по вопросу применения законодательства о рекламе, выявленные нарушения, особенно со стороны ломбардов, кредитных потребительских кооперативов, носят однотипный и массовый характер.

Наиболее распространенными нарушениями в этой сфере являются -   реклама финансовых услуг лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность и нарушение требований п.2 ч.2 и ч.3 ст.28 Закона о рекламе, в силу которых реклама финансовых услуг, содержащая хотя бы одно из условий, влияющих на сумму доходов или на сумму расходов, должна содержать все остальные такие условия, а также условия, определяющие полную стоимость кредита (займа).

 

Раздел 3. Контроль за осуществлением государственных и муниципальных закупок (Федерального закона РФ от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(далее – Закон о контрактной системе).

 

3.1 Рассмотрение жалоб участников

    

По направлению контроля за закупками важными нововведениями в оптимизационном пакете поправок, вступившими в силу в 2022 году, с точки зрения антимонопольного органа, являются положения, направленные на борьбу с «профессиональными жалобщиками». Так, введена универсальная предквалификация, которая заключается в предъявлении дополнительного требования к участникам закупки, а именно наличия опыта исполненного контракта на сумму не менее 20% от начальной (максимальной) цены закупки. Организации, которые не прошли ее, не могут подавать жалобы и намеренно мешать проведению закупки.

В 2022 году Оренбургским УФАС России рассмотрено по существу 236 жалоб, что почти на 46 % меньше по сравнению с 2021 годом (437).

Количество обоснованных жалоб составило 39 (92), необоснованных – 141 (255).

В 2022 году наибольшее количество жалоб поступило на действия региональных заказчиков в отличии от аналогичного периода 2021 года, когда доминировали жалобы, подаваемые на действия муниципальных заказчиков. При этом следует отметить, что наибольшее количество обоснованных жалоб приходится на долю федеральных заказчиков, несмотря на то, что количество жалоб, поданных на их действия является наименьшим.

Основная часть жалоб, признанных обоснованными, касалась вопросов обжалования: описания объекта закупки, установления требований к национальному режиму, к предоставлению документов в составе заявки, требований к участникам закупки. Также обжаловались действия заказчиков, связанные с не размещением соответствующей информации в ЕИС и отказом в допуске к участию в закупке. 

Заказчикам, допустившим грубые нарушения законодательства о контрактной системе выданы соответствующие предписания. 

В качестве примера рассмотренных дел предлагаются следующие.

1. В Оренбургское УФАС России поступила жалоба на действия Администрации муниципального образования Курманаевский сельсовет Курманаевского района Оренбургской области (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона «Модульная котельная 0,6 МВт зданий социально-культурного назначения по ул. Крестьянская с Курманаевка Курманаевского района, Оренбургской области, кадастровый номер земельного участка 56:16:1002018:310» (номер извещения 0853500000322001465). 

Из доводов жалобы следовало, что Заказчиком нарушаются положения ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку не установлены дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие у него соответствующего опыта, позволяющего выполнять работы, являющихся предметом аукциона. При этом начальная (максимальная) цена контракта составила 6 949 886,98 рублей. В то время как уже при превышении цены контракта в 5 млн. рублей необходимо требовать наличие опыта выполнения работ. 

 Заказчику было выдано предписание об отмене протоколов, составленных в ходе закупки и о внесении соответствующих изменений в аукционную документацию.

2.  Оренбургским УФАС России рассмотрена жалоба ООО «Про-Сервис» (далее – Заявитель) на действия ГБУЗ «Тюльганская РБ» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Стол операционный универсальный, электромеханический, с питанием от сети), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (номер извещения 0853500000322002230).

Из жалобы Заявителя следовало, что заказчик нарушает ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, предъявляя необоснованное требование о наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, а также нарушает требования к описанию объекта закупки -  операционному столу электромеханическому.

В ходе рассмотрения жалобы Заказчик не смог подтвердить необходимость наличия указанной лицензии, в связи с чем в действиях заказчика установлено нарушение требований ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно: установление требований, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки. Заказчику было выдано предписание об отмене закупки. Также подтвержден факт нарушения требований к описанию объекта закупки (содержалась противоречивая информация в отношении требований к операционному столу).

Выданные в 2022 году заказчикам предписания в количестве 33 (68) были исполнены в установленные сроки.

В рамках антисанкционного пакета мер 46-ФЗ, позволяющего главам субъектов определять случаи закупок у единственного поставщика и определять их порядок Правительством Оренбургской области принято Постановление от 22.03.2022 N 223-пп, согласно которому у региональных и муниципальных заказчиков появились дополнительные возможности заключения контрактов с единственными поставщиками, минуя конкурентные процедуры. При этом на заказчиков возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган о заключенных контрактах у единственного поставщика. Так, в адрес Оренбургского УФАС России поступило 55 уведомлений о заключении контрактов у единственного поставщика на сумму около 23 млрд. рублей.     

 

 

    1. Рассмотрение обращений о включении в РНП

 

Одним из направлений деятельности Оренбургского УФАС России является рассмотрение обращений заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП) сведений об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. 

Общее количество обращений заказчиков о включении сведений об участниках в РНП в 2022 году составило 241 обращение (за аналогичный период 2021 года 223).

При этом, срыв поставок в рамках проведенных заказчиками закупок, происходил по разным предметам - это и поставка продуктов питания для медицинских, образовательных учреждений, поставка медицинских изделий, выполнение ремонтных и проектных работ, благоустройство общественных территорий, уборка помещений и др.

Наибольшее количество обращений о включении в РНП, поступило в связи с существенным нарушением поставщиками условий контрактов – 121.

Причинами, которые не позволили поставщику исполнить условия контракта назывались: короткие сроки исполнения контракта, повышение цен на рынке, введенные санкции, отказ контрагентов от поставки товаров и др. При этом в 66 случаях Оренбургским УФАС России требования заказчиков о включении в РНП были удовлетворены.

120 обращений заказчиков о включении в РНП касались уклонения подрядчика от подписания контракта. Среди причин, повлекших не подписание контракта, участником закупки указывались - неисправность компьютера, на котором находилось соответствующее программное обеспечение и электронная цифровая подпись, отсутствие лица, ответственного за подписание контракта на рабочем месте, нарушение требований к обеспечению исполнения контракта, а иногда даже «просто забывчивость» и др. В 22 случаях Оренбургское УФАС России удовлетворило требования заказчиков, посчитало приведенные доводы «уклонистов» неубедительными и приняло решение о включении их в РНП.  

Так, в Оренбургское УФАС России обратилось Государственное учреждение - Оренбургское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о включении в РНП ООО «ИНТРА-АУДИТ» в связи со срывом поставок протезов и иных медицинских изделий, предназначенных для инвалидов в рамках 4 государственных контрактов. Общество не смогло обосновать причину неисполнения обязательств по контракту и с учетом всех обстоятельств дела было принято решение о включении общества в РНП.

В Оренбургское УФАС России обратилось ГБУЗ «Городская больница г. Кувандыка» о включении в РНП ИП Диканеву Л.С. в связи с неисполнением обязательств на выполнение работ по капитальному ремонту здания ФАП ГБУЗ «ГБ» г. Кувандыка.  При этом закупка осуществлялась в рамках национального проекта «Здравоохранение». Также следует отметить, что сведения в отношении данного предпринимателя ранее уже были включены в связи с неисполнением контракта по ремонту спортивного зала школы, осуществляемого в рамках национального проекта «Образование».  Обращения заказчиков были удовлетворены. ИП Диканева Л.С. была включена в РНП, что не позволит ей в течение 2 лет участвовать в закупках для государственных и муниципальных нужд.  

 

3.3 Национальные проекты

 

Под особый контроль ФАС России и ее территориальными органами взяты закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, реализуемых в рамках национальных проектов.

В 2022 году Оренбургским УФАС России было проведено 109 контрольных мероприятий в соответствии с ч. 3, ч.15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в отношении закупок, осуществляемых в рамках национальных проектов (включая рассмотрение поданных участниками закупки жалоб, проведение внеплановых проверок, в т. ч. по поручению ФАС России).

В 13 случаях были выявлены нарушения требований законодательства о контрактной системе. Выдано 4 предписания о внесении изменений в закупочную документацию либо о пересмотре заявок.

Рассмотрено 38 административных дел в отношении заказчиков, допустивших нарушения законодательства о контрактной системе. В 34 случаях указанные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа.

Наибольшее количество контрольных мероприятий затронуло закупки, осуществляемые в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» (27 проверок). В ходе проведенных проверок был выявлен факт нарушения законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки на благоустройство парка, расположенного на территории одного из муниципальных образований.

В ходе проведенных проверок в рамках национального проекта «Здравоохранение» (21 проверка) в пяти случаях нарушения требований законодательства о контрактной системе нашли свое подтверждение. Выдано два предписания об устранении допущенных нарушений в части пересмотра поданных заявок. 

В рамках проверки закупок, осуществляемых за счет средств национального проекта «Безопасные и качественные дороги» (12 проверок) было выдано два предписания об отмене закупки. Одна из отмененных закупок была размещена на сумму 449 799 400 руб.

 

 

 

3.3.1 Примеры выявленных нарушений закупочных процедур, реализуемых в рамках национальных проектов

 

Национальный проект «Здравоохранение»

 

19.05.2022 в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская больница» города Бугуруслана (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт круглосуточного стационара ГБУЗ «ГБ» г. Бугуруслана (помещений клинико-диагностической лаборатории) по адресу: Оренбургская обл. г. Бугуруслан, ул. Спортивная, 48 лит. Е12» (номер извещения 0853500000322003616) (далее – аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 644 840,00 рублей.

 Исходя из доводов жалобы, в нарушение ч. 2 ст. 31, ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, п. 10 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 2571, Заказчиком в документации о закупке не установлены соответствующие дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ.  При этом, Заказчик в своих объяснениях, ошибочно указывал, что требование о наличии опыта выполнения работ может устанавливаться на его усмотрение.  Учитывая, что отсутствие дополнительных требований о наличии опыта выполнения работ могло привести к заключению контракта с подрядчиком, не имеющим подобный опыт, Оренбургским УФАС России выдано предписание о внесении соответствующих изменений. Предписание исполнено. В последующем заявка одного из участников была отклонена по причине отсутствия соответствующего опыта выполнения работ. 

                  

Национальный проект «Жилье и городская среда»

 

28.04.2022 в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ИП Колосова М.В. (далее - Заявитель) на действия администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по благоустройству городского парка по ул. Юбилейная, Оренбургская обл., г. Ясный (номер извещения 0853500000322002895) (далее – аукцион). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 85 291 687,22 рублей.

Из доводов жалобы следовало, что Заказчиком нарушены положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе (требования к описанию объекта закупки), поскольку Заказчиком в описании объекта закупки по ряду позиций не указаны максимальные и (или) минимальные значения показателей. Так, в рамках выполнения работ по благоустройству парка требовалось поставить МАФы, элементы игровой детской площадки. Техническое задание содержало эскизы, фото МАФов, элементов игровой детской площадки и их конкретные габаритные размеры, исключающие возможность поставки эквивалентов, что в силу ст. 33 Закона о контрактной системе недопустимо.  

Заказчик был признан нарушившим законодательство о контрактной системе. Между тем предписание не выдавалось, поскольку закупка была признана несостоявшейся по причине отсутствия поданных заявок.

 

Национальный проект «Образование»

 

В Оренбургское УФАС России обратилось Министерство образования Оренбургской области (далее – Заказчик) о включении в РНП сведений в отношении ООО "ТЕНДЕР АЙТИ" в связи с неисполнением обязательств по контракту на поставку оборудования для создания и функционирования центра цифрового образования детей «IT-куб». НМЦК -1 802 974 руб. 76 коп. Цена контракта, предложенная Обществом, составила - 1 595 632 руб. 75 коп. В ходе рассмотрения обращения Заказчика факт неисполнения обязательств по контракту нашел свое подтверждение Общество (его директор, а также учредитель) было включено в РНП сроком на два года, что не позволит ему больше принимать участие в закупках за счет бюджетных средств (44-ФЗ).

                                                         Национальный проект

«Формирование комфортной городской среды»

 

В Оренбургское УФАС России поступили жалобы ООО «Стройтраст», ООО «Норма» (далее – Заявитель) на действия Администрации МО Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение комплекса работ по благоустройству территории парка Горняков в г. Соль-Илецк, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Соль-Илецк, ул. Володарского, 113 П (извещение 0853500000321007479) (далее – Закупка).

Заявитель полагал, что документация о закупке содержит требования   к участникам закупки, ограничивающие их количество, кроме того, указывает о нарушении норм, устанавливающих требования, предъявляемые к национальному режиму (при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг), в т.ч. к порядку определения штрафов и начисления пеней за нарушение исполнения обязательств по контракту. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 71 591 731,95 рублей.

В ходе рассмотрения дела доводы жалобы нашли свое частичное подтверждение. Так, в действиях Заказчика установлены нарушения в части необоснованного требования о наличии у участника закупки допуска СРО, а также не установления требований национального режима в отношении поставляемых в процессе выполнения работ товаров.

Вместе с тем предписание Заказчику об устранении нарушений не выдавалось, поскольку аукцион признан несостоявшимся.

Национальный проект «Экология»

В Оренбургское УФАС России поступили жалобы на действия администрации МО Пригородный сельсовет Бузулукского района Оренбургской области при проведении электронного аукциона на реконструкцию водозаборной скважины 2 кад.56:08:2101001:1325 с установкой систем водоочистки в п. Искра Пригородного сельского совета Бузулукского района Оренбургской области производительностью 240м3/сутки (извещение 0153300007621000036). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 497 934,00 рублей.

Из доводов жалобы следовало, что заказчик нарушил требования п. 8 ч.1 ст. 33 и ч. 3 ст. 68, ч.11 ст. 34, ч 1, 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно: заказчик не установил требование о необходимости наличия членства в СРО, наличия опыта выполнения работ, не разметил проектную документацию, а также неверно определил дату проведения аукциона.

В ходе рассмотрения дела доводы жалобы нашли свое подтверждение. Заказчик был признан нарушившим положения указанного выше Закона и было выдано предписание об отмене закупки.

Аналогичные нарушения были выявлены при проведении Заказчиком еще одной закупки на реконструкция водозаборной скважины 1 кад. 56.08.2101001:1260 с установкой систем водоочистки в п. Искра Пригородного сельского совета Бузулукского района Оренбургской области производительностью 240 м³/сутки (извещение 0153300007621000036) с НМЦК – 8 182 566 руб. 

Согласно Федеральному закону 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» система государственных и муниципальных закупок должна быть максимально прозрачна и открыта, что должно обеспечивать защиту прав участников закупок, а также прав заказчиков на приобретение необходимых им товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Раздел 4. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП

 

За нарушения требований антимонопольного, рекламного законодательства, законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность.

В 2022 году Оренбургским УФАС России установлено 372 (2021 год – 498) факта административного правонарушения, в 73 (2021 год – 40) случаях с учетом требований положения статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа заменено на предупреждение.

Вынесено 299 (2021 год – 458) постановлений о наложении штрафа на общую сумму 7 726 100,0 рублей (2021 год – 6 935 500,0 рублей).

В отчетном периоде исполнено 322 (2021 год – 434) постановления, сумма уплаченных штрафов составила 6 002 900,0 рублей (2021 год – 12 206 000,0 рублей).

Помимо указанного, в рамках предоставленных полномочий Оренбургским УФАС России проводятся плановые и внеплановые проверки соблюдения заказчиками требований законодательства о контрактной системе.

Так, в 2022 году Оренбургским УФАС России проведена 101 внеплановая проверка в связи с поступлением информации о признаках нарушения Закона о контрактной системе, в т.ч. по поручению ФАС России (в отношении закупок, финансируемых в рамках национальных проектов). 

За нарушения требований законодательства о контрактной системе предусмотрена административная ответственность. В 2022 году Оренбургским УФАС России рассмотрело 225 административных дел в отношении должностных лиц, допустивших нарушение законодательства о контрактной системе. Общая сумма наложенных штрафов - 2 665 тыс. рублей. Наибольшее количество административных дел было рассмотрено по ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ – нарушение срока публикации информации о заключении и исполнении контрактов.

В 19 случаях из 185 дело завершилось прекращением производства по делу (истечение срока исковой давности, отсутствие состава административного правонарушения).

 

Раздел 5. Практика оспаривания в судебном порядке решений и постановлений антимонопольного органа.

 

Антимонопольный орган по результатам выполнения основных функций принимает следующие решения: об отказе в возбуждении дела в виду отсутствия признаков нарушения антимонопольного либо рекламного законодательства (далее – законодательства); решение о выдаче предупреждений; решения о нарушении антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе; решения о прекращении дел; решения по итогам рассмотрения жалоб в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции; решения по итогам рассмотрения жалоб в порядке Закона о контрактной системе; решения о включении/не включении участников торгов в РНП, РНУ, РНПО, а также выдает обязательные для исполнения предписания и по итогам рассмотрения административного производства выносит постановления.

В 2022 году из 1553 (1909) решений, предписаний, предупреждений и постановлений Оренбургского УФАС России признано судом недействительными частично или в полном объеме – 15 (20) (что составляет 0,91 % от общего числа).

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Наверх