Объявления физических лиц, распространяемые в газете можно отнести к рекламе?

26 ноября 2018, 10:30

В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 2 Федеральный Закон Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006г. не распространяет свое действие на объявления физических или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из Закона следует, что объявления не рассматриваются как реклама, если не связаны с предпринимательской деятельностью. Как известно, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Систематическое получение прибыли от осуществляемой деятельности подразумевает, что такая деятельность не должна носить разового характера. Такой вывод подтверждается п. 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", где под рекламой понимается объявление рекламодателя, которое предназначено для неопределенного круга лиц и по своему смыслу и характеру не исчерпывается разовым предложением.

Отсутствие связи с основной коммерческой деятельностью лица - основное отличие частных объявлений от рекламы. Когда лицо не ставит себе цель регулярно, в качестве основного дохода извлекать материальную пользу из объявлений, например, объявление о приеме на работу, содержащее наименование работодателя, вид деятельности и характеристику предлагаемой вакансии, требования к кандидатам – это не связано с коммерцией и реализацией товаров, идей и начинаний. Однако есть исключения. Они касаются юридических лиц и предпринимателей, которые в качестве своей основной деятельности оказывают услуги по трудоустройству (предложение рабочей силы - своеобразного товара), в том числе и с использованием средств массовой информации для установления контакта с потребителем и целенаправленного воздействия на него.

Субъектами предпринимательской деятельности могут быть только юридические лица и граждане, в установленном законом порядке зарегистрированные как индивидуальные предприниматели. Следовательно, объявления физических лиц могут быть спорными с точки зрения настоящей статьи только при наличии надлежащей регистрации ИП. Иные же частные объявления (лица, устраивающегося на работу, выставляющего на продажу свою квартиру, и тому подобные) рекламой не являются.

Наверх