Будет ли является нарушением антимонопольного законодательства, внесение изменений в договор аренды государственного (муниципального) имущества в части изменения арендатора: с физического лица на юридическое лицо?

30 марта 2020, 17:07

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается в том числе на Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Особенности порядка заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, установлены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В результате заключения дополнительных соглашений, изменяющих предмет договора, размер арендной платы, целевое назначение объекта и другие существенные условия договора у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ).

Таким образом, внесение изменений в договор аренды государственного имущества, изменяющих существенные условия договора, без проведения торгов является нарушением требований, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку указанные условия согласованы в момент заключения договора на торгах (пункт 8 статьи 448 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым данного пункта. В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, внесение изменений в договор аренды государственного (муниципального) имущества в части изменения арендатора: с физического лица на то же самое физическое лицо, но являющееся индивидуальным предпринимателем, не будет являться нарушением антимонопольного законодательства.

Наверх